С мошенничеством, как и с любым другим злом, надо сражаться. Необходимо иметь не только вооружение, но и воинов, способных его носить. Но и воинов без честности и преданности делу – недостаточно. Так же верно и обратное утверждение.
Если заниматься попустительством, то через некоторое время беда одолеет ваш дом, точно как червь, расплодившись, губит здоровое и сильное яблоко. Снаружи пока безмятежно, но внутри уже все поражено. Трудно себе представить, что нужно будет сделать, чтоб вымести и выскрести весь мусор.
ТЕНИ ПОЯВЛЯЮТСЯ В ПОЛНОЧЬ
Любой человек, несомненно, сталкивался с несправедливостью и обманом в детстве, в юности или в зрелом возрасте. Всех одинаково печалит понесенный убыток или ущерб. Каждый думает, что с ним этого уж точно не случится. Но в очередной раз приходится сталкиваться с тем, от чего хотелось уберечься.
А ведь так мало нужно для этого:
• пользоваться проверенными инструментами и источниками;
• в стрессовой ситуации – успокоиться, хотя это может быть сложно;
• не раскрывать своих персональных данных;
• не бежать сломя голову к банкомату и делать непонятно что по звонку незнакомого человека или по сообщению в sms;
• если подозреваете, что вас уже обманули, лучше заблокировать карту.
Сколько повсюду разной полезной информации! Пишут и говорят на всевозможных форумах, сайтах, по телевизору и радио, в газетах и журналах. Но во все времена были, есть и будут люди, пренебрегающие элементарными защитными действиями и не уделяющие времени для сохранения в безопасности своей финансовой активности.
Человек импульсивен, подвержен сиюминутным эмоциям: азарту, панике, радости, горести утраты, страху неизвестности, жадности – это и используют мошенники. Они прекрасные психологи, заманивают и цепляют своих жертв всевозможными крючками. И, поверьте, крючки есть для разной рыбы. А иногда и крючка не надо, сами приходят и штабелями ложатся…
Вне зависимости от состава украденных данных и среды, в которой это происходило, мошенники стремятся использовать карту и обналичить средства в самое неудобное для держателя карты время. В надежде на то, что истинный держатель не сможет самостоятельно отреагировать и заблокировать электронное средство платежа, т.к. будет неспособен это сделать. И его удивлению не будет конца. Без сомнения, не секрет и не открытие – это ночное и утреннее время. В этот период и расцветает активность всевозможного рода разношерстных злоумышленников: «пробивка» реквизитов счетов; пробные оплаты в Интернете; снятия в банкоматах (порой в разных странах одновременно) по картам, ранее скопированным в другой стране; оплаты телефонов с карты; манипуляции с электронными кошельками и др.
Не стоит надеяться на то, что им надоест или их замучает совесть. Пока есть у кого-то сбережения, всегда найдутся люди, желающие поживиться за чужой счет. Их мало, но они есть, а уровень наносимого ущерба велик.
Выходит, нужен истинный защитник, который сможет пусть не уберечь, но сохранить часть возможных потерь и смягчить страдания. С доблестью и честью будет хранить спокойствие своих подданных (клиентов) и своего сюзерена (организацию).
ЛУЧШАЯ НАГРАДА - СЧАСТЬЕ ПОДДАНЫХ
Воспитание будущего воина должно начинаться с приема на работу. Несомненно, важное значение в его становлении имеет компетентный наставник, который покажет, расскажет и направит в правильное русло силы и энергию специалиста. Родитель – кто дал жизнь, Учитель – кто сделал человеком. Но и сам сотрудник должен постоянно тренироваться и совершенствоваться, вкладывать новые знания, умения и полученный опыт в развитие вверенного ему поста.
Враги тоже не стоят на месте. Мошенники, как и другие коммерческие организации, пытаются «заработать» и борятся за свою экономическую эффективность. Время – деньги. Нужно незаметно, как можно больше и желательно за короткий промежуток времени. Постоянно развиваются и мутируют, меняются во времени вместе с изменениями в технологической среде. Используют новые, слабо проверенные и слабо защищенные сервисы и механизмы, широко рекламируемые и продвигаемые маркетинговыми компаниями, которые особо не заботятся о возможных потерях своих будущих клиентов, главное – вкачать на рынок новый ВАУ-сервис. Тут нас и ждут новые неприятности. Из современных и модных можно назвать такие, как: перевод с карты на карту, электронные кошельки, переводы через sms по телефону.
Со своей стороны и регулятор рынка вносит некоторую нестабильность и побуждает к безответственным действиям конечного держателя карты, перекладывая ответственность за мошеннические действия с картой на банк. Клиенту достаточно вовремя заявить, что он перечисленные операции не совершал, и все вернется. Не надо страховаться, не надо скрывать карту, ее реквизиты и пин-код.
Со всем этим и предстоит бороться службе по противодействию мошенничеству, знать и лавировать в распоряжениях регулятора. Отдавать жизнь – не требуется, но быть ответственным необходимо. Вовремя позвонить и оповестить клиента, вовремя заблокировать счет или карту, своевременно отреагировать на запрос других участников рынка, проанализировать новую ситуацию и настроить мониторинг. Это и есть тот самый меч, стержень души нашего воина, который самоотверженно отдает себя защите интересов своих подданных.
Порой даже и не знаешь, какую пользу ты принес людям. А она есть – несомненно.
Достаточно поинтересоваться у операционистов или менеджеров, которые общаются с клиентами лицом к лицу и выслушивают ежедневно их проблемы: как клиенты относятся к случившемуся? И в большинстве случаев можно услышать в ответ:
• Я даже и не думала, что такое может быть.
• Я и не надеялся получить обратно свои средства.
• Это я мог потерять всю свою зарплату?
• Спасибо вам. Как отблагодарить вашего сотрудника?
И это стоит того, чтобы служить на данном поприще. Лучшая реклама – это реклама от самих клиентов. Они то уж точно поделятся полученным опытом со своими знакомыми и в следующий раз задумаются, прежде чем переходить в другую организацию или банк.
Часто задаются вопросом: как доказать свою эффективность? Как посчитать то, что вроде и посчитать нельзя? Ответ можно найти в простом анализе дальнейшей активности по заблокированному счету или карте. Иногда она появляется и не сразу, а через несколько месяцев после блокировки, а иногда и к концу срока действия карты. Казалось бы, пройдет много времени, какой смысл? Тем не менее мошенники – люди жадные и обманывают своих же собратьев, находят новичков и перепродают данные карт и счетов, по которым удалось и, естественно, не удалось обналичить средства.
Хочется помочь, и мы успешно помогаем.
ИСКУШЕНИЕ
Как бы ни развивались технологии и ни совершенствовались знания и умения, всегда наступает такой жизненный момент, где приходится выбирать: на какой ты стороне – на светлой или на темной. У тебя уже есть: богатый опыт; обширные знания; эмоциональная сила; неограниченное доверие; уважение коллег; слово, к которому прислушиваются. Все это можно пустить либо во благо тех, кого защищал и воспитывал, или, наоборот, во «благо» себе. Одно дурное действие тянет за собой второе, третье … Искушение иметь больше в совокупности с владением ресурсами, бесконтрольность и безнаказанность затягивают в трясину, из которой порой уже поздно и невозможно выпутаться или очень трудно.
К сожалению, такие трансформации случаются и в банковской среде. И что более печально, и в тех структурах, где на первом месте стоит безопасность клиентов и самого банка.
Как пример, несколько из множества вероятных сценариев:
• клан
Развитая мошенническая сеть псевдо-бизнес-организаций заманивает сотрудников банков, имеющих доход выше среднего. Предлагает широкие бизнес-связи и стабильный, гарантированный, постоянно растущий доход. Цементирует отношения определенным договором и начальным взносом. Далее сотрудник помогает своим новым «бизнес-коллегам» получать определенные преференции, используя свое положение в организации…
• финансовый запой
Внимание привлекло начавшиеся провалы в работе и раздражительность ранее успешного и опытного сотрудника. Увлеченность платными онлайн-играми, а позднее и онлайн-покерами привело к выдаче потребкредита и образованию овердрафта на карте. В дальнейшем образовавшаяся просрочка гасилась новыми быстрыми кредитами МФО, каких сейчас полно на рынке. Предметные разговоры ни к чему не приводили…
• фиктивная штатная единица
Руководитель определенного звена, желая увеличить себе зарплату, расширяет штат и набирает на высокооплачиваемую вакантную должность своего знакомого. На постоянную или по совместительству – не столь существенно. Тот ежемесячно делится оговоренной заранее частью зарплаты. Признаки: отсутствие оборудованного рабочего места; отсутствие персональных логинов и учетных записей, а также какой-либо рабочей активности с ними; отсутствие результатов работы либо они несопоставимы с окладом.
Важно не забывать предварительно и периодически интересоваться:
• отзывами с предыдущего места работы;
• моральным состоянием (религия, карма, жизненная позиция, алчность);
• эмоциональным состоянием (конфликтность, неадекватное поведение, возбужденность, забывчивость, провалы в работе, отговорки);
• привычками (азартные игры, алкоголь, клубы и др.);
• уровнем доступа к данным и ресурсам (наличием или отсутствием учетных записей);
• текущим финансовым положением: временный он или затяжной.
Совокупность перечисленных факторов позволит на ранней стадии определить неустойчивый элемент и если не исправить, то купировать вредную активность.
Как правило такие случаи не получают широкой огласки во внешней среде, что не спасает “виновника торжества” от неминуемого увольнения, однако, в некоторой степени это может облегчить ему поиск новой работы и дальнейшее трудоустройство в другой схожей компании и, возможно, в той же самой позиции.
Жизнь многогранна и непредсказуема. Невозможно все описать и ото всего предостеречь в одной статье, но можно дать повод задуматься, указать путь и направить мысли в правильное направление. Самурай без чести не самурай. Преданность своему делу, честность и храбрость достойны всякой похвалы.
Сокол не клюет брошенные зерна, даже если давно ничего не ел (Бусидо).
Удачи!