У каждого инвестора независимо от уровня благосостояния главная цель – обеспечить безбедное будущее.
Максим Малетин, управляющий директор Дирекции инвестиционного бизнеса МКБ, о себе и бизнесе. По материалам беседы с главным редактором журнала the Retail Finance Эльчином Гулиевым
О себе. Я перфекционист. Невозможно добиться идеала, но у меня есть внутреннее понимание необходимого и достаточного, которому я стараюсь следовать.
О выдержке. В моем первом банке, куда я пришел на последнем курсе университета, мне дали компьютер и начали объяснять, в каком месте надо нажимать какую кнопку. И я сдерживал желание сказать: «Вы знаете, я такие системы, более сложные, сам программировал. Я не только знаю, где нажать кнопку, я знаю, почему так». Но я понимал, что это сейчас уже не важно, что мне важнее слушать, потому что не знаю я гораздо больше.
О традициях. В какой-то момент случайно появилась традиция – в апреле, в день рождения своего сына, я сажаю деревья. Ощущение себя в мире очень сильно меняется, когда начинаешь создавать сад. Ты сажаешь деревья и понимаешь, что тот сад, который ты задумал, станет садом не для тебя, потому что ты не можешь в своей маленькой жизни успеть вырастить деревья, которые живут гораздо дольше человека, природа имеет свои законы роста. Экономические законы имеют мало общего с законами природы. В природе в отличие от нашего бизнеса нет краткосрочных целей и прагматизма.
О выборе. Несколько лет назад я погрузился в индустрию биржевых фондов и посмотрел на рынок с другой стороны. Я увидел, что есть достаточное количество совсем других инвесторов, не тех, которых я видел долгие годы, будучи брокером, которым нужно решать совсем другие задачи. Я понял, что я хочу, во что я верю и чем я буду заниматься. Я решил, что буду искать то место, ту платформу, на которой можно эту историю построить. Потом состоялась моя встреча с Олегом (Олег Борунов, заместитель председателя правления Московского кредитного банка (МКБ). – Прим. ред.), и я услышал то, что сам искал. В жизни мне очень везет с людьми и вообще с проектами. И на нашем, казалось бы, уже заполненном рынке я встретился с банком, причем одним из крупнейших, который собирается решать те же задачи, причем концептуально ровно так, как я считаю правильным. Я увидел, что, наверное, сейчас на рынке это самое правильное место, где возможны инновации, творчество, развитие в стиле стартапа. С другой стороны, из тех мест, где люди хотят что-то сделать, это одно из немногих мест, у которого есть реальные основания надеяться на победу, потому что фундамент и возможности прекрасные. Глупо было дальше думать, да или нет, на каких условиях и все остальное.
О планах. Я пришел в банк несколько месяцев назад, не все участки еще закрыты, команда формируется. Мы не были никак представлены на рынке продуктов для частных инвесторов, но мы стартуем не в чистом поле. Уже сейчас у нас есть решения, которые имеют хороший базовый уровень. Мы собираем их на одну платформу, доукомплектовываем необходимыми элементами, с ходу, с колес пытаемся перестроить имеющиеся участки бизнеса и формируем стратегию. Задача – создать цельную платформу, которая обеспечит единый клиентский путь от разработки продуктов до продажи во всех каналах управления активами. С одной стороны, хочется, чтобы нас уже сейчас заметили, с другой – мы понимаем, что нам еще нужно вложить достаточно усилий, чтобы получился продукт, которым мы будем гордиться. У нас есть абсолютно реальная цель войти в число лидеров в следующем году.
Об индустрии. Индустрия довольно часто продает клиенту тот продукт, который не очень хорош для клиента, но очень хорош для индустрии. Чем дороже отель, машина, квартира, тем, как правило, выше их качество. В случае с инвестиционными продуктами чем продукт дороже, тем он хуже. Часто индустрия создает продукты с маркетинговой оболочкой для клиента, которые на самом деле не несут клиенту реальной пользы и даже наоборот. На Западе в последнее время стали популярны ETF, которые инвестируют в «зеленые бумаги». Их перформанс, как правило, хуже, чем перформанс тех, кто инвестирует в традиционные активы.
О риске. Аппетит к риску – это не столько врожденное свойство человека, это скорее отражение материального положения человека и история того, как деньги были заработаны.
О сегментах. Для клиента private banking важно не столько заработать, сколько сохранить покупательную способность капитала, перенести сегодняшнее благосостояние в будущее, а это только инвестиции. Для розничного клиента сложно построить долгосрочный портфель, вопрос востребованности накопленных денег в ближайшем будущем для него стоит гораздо острее, чем для состоятельных клиентов.
Об инвестиционной стратегии. Хороший портфель – это очень относительное понятие. Даже для людей с похожими целями и горизонтами не может быть одинаково хороших решений. Для кого-то подходят решения, которые принесут наибольший доход в конце, а кто-то не сможет перенести волатильности и в определенный момент примет решение все продать, зафиксировать убыток и уйти, не дождавшись прибыли.
Об изменении паттернов. Поведенческая модель меняется. Даже у клиентов сегмента private banking, которые вчера не представляли себе обслуживание без визита менеджера, банковского офиса, бумажных выписок, рано или поздно в кармане появляется хороший дорогой смартфон, и те или иные вещи он начинает делать сам: проверять остатки на счетах, следить за курсами на биржах, потому что это проще.
Об игре на бирже. Лет двадцать назад в предисловии к одной популярной книжке по финансам я наткнулся на забавную фразу: «Если вам скучно и одиноко, игра на рынке акций – прекрасное времяпрепровождение». Я видел много инвесторов, у кого финансовая цель была в том числе и в получении удовольствия от процесса. Процесс игры и инвестирование не имеют ничего общего. Важно не просто дать клиентам возможность торговать, это самое простое, что можно сделать, и эта возможность у нас в полной мере реализована. По большому счету это, скорее всего, не принесет людям счастья. Игра в «угадайку» – упадет/вырастет – это последнее, что частный инвестор должен делать, если он не собирается целыми днями сидеть у терминала и пытаться зарабатывать на колебаниях курса, а хочет жить своей жизнью и при этом инвестировать часть денег так же, как он делает, когда открывает депозит и не вспоминает о нем, пока не подошел срок.
Об инвестиционном возрасте. Меняется возрастное отношение к финансам. Сейчас инвестиционное сознание начинает проявляться гораздо раньше. Для младших возрастов это обусловлено стремлением к независимости, ключом к которой является финансовый капитал. Для этого недостаточно только зарабатывать деньги, надо их правильно инвестировать в соответствии со своими целями и риск-профилем.
О финансовой грамотности. Когда финансовой грамотностью клиента занимаются те структуры, которые зарабатывают на продаже клиентам продуктов, это часто сводится к завуалированной продаже, в частности – к завуалированной продаже не того, что нужно, по принципу «послали козла стеречь капусту». Когда далекий от инвестирования человек решает заняться инвестированием, это не значит, что он должен стать финансовым аналитиком. Человек должен инвестировать, продолжая заниматься своими делами, развиваться в своей области. Большинство людей живут среди деревьев и не задумываются о том, как их нужно выращивать. Большинство проектов финансовой грамотности, которые сейчас есть на рынке, находятся либо в стороне от инвестиционного рынка, либо начинают учить клиентов торговать, анализировать рынок и отдельные бумаги – одним словом, начинают из клиентов готовить активных игроков, притом что эти люди по своему типу не спекулянты, и им не нужны эти резкие движения. С точки зрения финансовой грамотности все, что нужно человеку, – это умение понимать, из чего состоят финансовые продукты, какие комиссии кем взимаются, кто провайдер и как правильно распределить средства в разные финансовые активы.
О качестве. Качество сервиса – это то, насколько клиенту удобно, понятно и просто. Оно находится где-то в сочетании удобства интерфейса и качества поддержки тех людей, которые решают его вопросы, объясняют ему, предугадывают проблемы. Раньше это было качество людей, которые работают с клиентом. Сейчас главную роль играет интерфейс. При создании клиентских интерфейсов важно предугадать вопросы и проблемы клиента, чтобы у него даже не возникло необходимости обратиться к человеку, а если проблема у клиента все-таки возникла, интерфейс должен помочь сделать такое обращение удобным, а опыт – качественным.
Об отношениях с клиентом. Нам важны долгосрочные отношения с клиентом. В этой формуле заложены два аспекта – этический и цинично прагматический. Долгосрочные отношения с клиентом – это правильная экономическая модель, она выгодна и клиенту, и провайдеру. Краткосрочная модель отношений с клиентом, когда надо с него быстро что-то получить, – это модель форекса, отдельных токсичных продуктов, которые есть на рынке. Она невыгодна не только клиенту, но и провайдеру услуг в долгосрочной перспективе.
О технологиях. «Гонка вооружений» на этом рынке идет давно. Любые продуктовые решения достаточно быстро копируются. Мы прекрасно понимаем, что любой наш продукт будет чем-то похож на продукт конкурентов, а то, что будет отличаться, они через какое-то время скопируют. Мы все копируем что-то друг у друга, потому что мы все решаем примерно одни и те же задачи одних и тех же клиентов. Но люди идут в тот или иной банк, потому что им нравится сервис, качество обслуживания, отношение к ним, интерфейс. Только качество сервиса нельзя просто так скопировать, и даже выгода не всегда является для клиента определяющей при удовлетворенности сервисом.
О приложениях. Сейчас все соревнуются приложениями для торговли инвестиционными продуктами. Само по себе приложение большой ценности не несет. Очень скоро все приложения будут плюс-минус похожими. Главная ценность – это помощь клиенту в выборе и формировании: в выборе инвестиционной стратегии и формировании инвестиционного портфеля.
О клиентском пути. Мы делаем единую платформу, которая объединяет и брокерскую часть, и управление активами. Ее суть в том, что пришедший человек должен понять, что мы можем подобрать для него правильное инвестиционное решение, то есть помочь определиться, как ему лучше разместить деньги, во что вложиться. А дальше есть два пути. Первый – для тех людей, которые вообще не хотят погружаться самостоятельно: есть доверительное управление, которое рассчитано на большие портфели, для маленьких портфелей это робоэдвайзинг. Есть другие клиенты, и это второй путь, которые в принципе не готовы кому-то отдать и наблюдать. Они хотят в какой-то степени сами участвовать, контролировать процессы. И это не вопрос их финансовой грамотности, это свойство таких людей. Для них существует брокерское обслуживание, непосредственное предложение продуктов. Но таким клиентам тоже недостаточно иметь только мобильное приложение. Им нужна помощь, советы и различные сервисы, которые позволяют им получать больше информации для принятия решений. Если оставить такого клиента один на один с рынком, либо пан, либо пропал, то, скорее всего, он получит крайне негативный опыт и уйдет от инвестирования.
О прозрачности. Сейчас открывается огромное количество счетов розничными клиентами, при этом счета открываются очень маленькие. Многие жалуются, что у клиентов нет денег. Но дело не в количестве денег. Клиенты просто не готовы принести на эти счета реальные деньги. Клиент не понесет деньги туда, где он не понимает, что происходит, где тот продукт, который ему дали, – это всего лишь мобильное приложение, в котором есть возможность купить-продать, а что и зачем – непонятно. Если смотреть в целом по рынку, существует много сервисов, но часть из них направлены на то, чтобы помочь брокеру получить большую комиссию. К сожалению, встречаются сервисы, которые добра не несут. Нам важно, чтобы клиенты не просто приходили поиграть на бирже и уходили неудовлетворенные. Решить для людей задачу, как им накопить, сберечь на пенсию, желательно более раннюю и более обеспеченную, – это совершенно другая задача, которая мне нравится.
О профессионализме. Клиент должен понимать, что, несмотря на циркулирующие слухи, на инвестиционном рынке чудес не бывает и, принимая решение об инвестировании, желательно прислушиваться к профессиональному мнению.