У кошки четыре ноги

1054
Илья Харитонов начальник Департамента по управлению рисками, КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК

Когда речь заходит о стратегии, я всегда говорю «Очень сложно найти то, что нужно, если не знаешь, что ищешь…». Стратегическое развитие и планирование предполагают в первую очередь направление, затем скрупулезный расчет и системность управления. Для розничных банков сейчас это как никогда актуально.

Многих волнует вопрос: что будет с банками дальше?

Вопрос интересный и неоднозначный. Сложности в банковской отрасли сохраняются еще со времен кризиса 2008 года. Многие банки, безусловно, получили незаменимый опыт, многие окрепли и активно развивались вплоть до конца 2013 года, до введения Банком России ограничительных мер по росту розничного кредитования и ужесточения ведения банковской деятельности в целом.

Все вроде свыклись с мыслью, что в целом розничное кредитование при-
остановилось в развитии, у банков значительно сузилась маржа и нужно думать о внутренней модернизации процессов и продуктов, работой с проверенными и надежными клиентами, объединении и расширении направлений деятельности и продуктов.

Давайте посмотрим на основные тенденции и факторы влияния на рост банковского сектора:

1) Экономические санкции

В целом экономика сейчас не дает оптимистичных сигналов к росту. Дополнительно усугубляют и без того сложную ситуацию в экономике планомерно вводимые экономические санкции в отношении российской экономики. Так, по мнению Bank of America и Morgan Stanley, проблемы в российской экономике не окончатся в 2014 году и лучшее, на что мы можем рассчитывать в следующем году, – нулевой рост ВВП. Повлияет отложенный эффект от западных санкций.

2) Источники фондирования

Самое значительное последствие ограничения для российских банков, конечно, проявится в удорожании источников фондирования или полном ограничении западных источников фондирования. Возможно ухудшение финансового состояния крупных предприятий-заемщиков, риск усиления колебаний курса рубля, ухудшение качества кредитных портфелей. Далее может дойти и до по потребительского рынка и рынка розничного кредитования, что проявится в уменьшении спроса на кредиты и ухудшении качества обслуживания розничных кредитов.

3) Системно значимые банки

Недавно зампредседателя Банка России Михаил Сухов заявил, что статус системно значимых банков получат 19 крупнейших банков, на которые приходится 70% активов всей банковской системы России. Именно в кругу этих банков будут реализованы все новые методы регулирования. Задача по увеличению числа системно значимых банков в этом году не ставится. Однако ранее председатель Банка России отмечала, что статус системно значимых могут получить 50–60 российских банков, к которым будут применяться более жесткие требования и усиленные надзорные меры.

4) Уменьшение количества банков с иностранным капиталом

Еще одна тенденция, на которую указывают эксперты, – падение доли иностранцев на российском банковском рынке. Количество банков с иностранным капиталом в России за первое полугодие 2014 года упало со 122 до 117, а доля таких банков в активах банковского сектора – с 15,3 до 14,4%.

5) Уровень просроченной задолженности

В первом полугодии 2014 года просроченная задолженность по кредитам, депозитам и прочим размещенным российскими банками средствам составила 18,5% (в аналогичный период 2013 года – лишь 6,6%) (Slon.ru со ссылкой на Вестник Банка России). Удельный вес просроченной задолженности в совокупном объеме банковских кредитов (включая корпоративные, розничные и межбанковские кредиты) достиг 3,8% (на начало года – 3,5%). За июнь – август просрочка по корпоративным кредитам выросла на 3,1%, по розничным – на 9,2% (весной прирост был 10,8% и 12,9% соответственно, за январь – февраль – 6,4% и 9,3%).

Корпоративным банкирам улучшить показатели могла помочь девальвация рубля, а розничным – выдача новых, более качественных кредитов. Но, как считают эксперты, это улучшение временное.

Для борьбы с просроченной задолженностью банки в настоящее время ужесточают требования как к физическим лицам, так и к корпоративным клиентам. Среди мер – введение заградительных тарифов на снятие наличных и запрос дополнительной информации о деятельности предприятий.

6) Списание безнадежных долгов

За 7 месяцев 2014 года банки списали 113,2 млрд рублей безнадежных долгов, на 27% (или 31 млрд рублей), превысив показатель за январь – июль прошлого года, – именно с 2013 года банки в обязательном порядке должны списывать долги с просрочкой от 360 дней («Известия»). Аналитики ожидают, что по итогам года совокупный показатель 2013 года (199 млрд рублей) будет превзойден и объем списанных таким образом долгов окажется максимальным за всю историю.

7) Долговая нагрузка населения

Согласно отраслевому обзору НБКИ «Анализ долговой нагрузки российских заемщиков», долговая нагрузка (DTI – отношение ежемесячных платежей по всем кредитным обязательствам к ежемесячному доходу) российских заемщиков зависит от их дохода. Так, 10% заемщиков с самыми небольшими доходами (нижний дециль – доход до 13 тыс. рублей в месяц) тратят на обслуживание всех кредитов 32,96% своих доходов, а 25% заемщиков с доходами ниже среднего (нижний квартиль – доходы до 18 тыс. рублей в месяц) – 31,06%. Заемщики со средними доходами (больше 18 тыс. и меньше 40 тыс. рублей в месяц) – 25,98%. Заемщики с доходом выше 40 тыс. рублей выплачивают кредиторам 21,03% своих ежемесячных доходов.

8) Замедление роста заработной платы

Министерство экономического развития прогнозирует замедление темпа роста реальной заработной платы в 2014–2015 годах. В соответствии с базовым вариантом прогноза, рост реальной зарплаты в 2014 году составит 1,4%, в 2015-м – 1,9%, в 2016-м – 2,9%, в 2017-м – 3,9%. Ужесточение миграционного законодательства оказывает позитивное влияние на динамику доходов в сегменте зарплат ниже средней величины. А вот в сегменте зарплат выше среднего уровня ситуация совершенно иная. В этом сегменте растет безработица и уменьшается реальная заработная плата.

9) Уровень безработицы

Что касается безработицы, в июле ее уровень среди экономически активного населения составил 4,9% (Росстат). По прогнозам, в России в ближайшие два года ожидается увеличение безработицы с нынешних чуть менее 5% до 6% по итогам 2014 года и, в последующем, до 6,3% в 2015 году в среднем.

Вероятность наступления в России социального дефолта – резкого роста просрочки физлиц в результате увеличения безработицы и снижения доходов населения на фоне макроэкономических проблем – сильно преувеличена. Такой вывод содержится в исследовании рейтингового агентства «Эксперт РА».

По мнению аналитиков, уровень проблемных долгов в необеспеченной рознице будет расти, но в полноценный кризис это вряд ли перерастет.

10) Привлечение вкладов под завышенные процентные ставки

Банки начали привлекать вклады под завышенные проценты, судя по всему, они крайне нуждаются в деньгах, а значит, могут нести риски потери ликвидности. Поэтому подозрение и внимание Банка России к таким банкам будет выглядеть вполне оправданным. Если улучшения экономической ситуации в обозримом будущем не наступит, то ни к чему хорошему, скорее всего, такая политика банков не приведет.

11) Снижение прибыльности и маржи

Прибыль банков с начала года упала почти на 10%. Одна из причин – резкое увеличение резервов на фоне общей нестабильности: рост задолженности по кредитам и внешнеполитическая обстановка. Другие причины выражаются в росте стоимости ресурсов, в то время как ставки по кредитному портфелю нарастить настолько же быстро невозможно, и они растут гораздо медленнее. Спред и маржа уменьшились.

Судьба розничных банков зависит от того, насколько долгим и сильным будет спад в экономике. Учитывая, что многие из них пережили 2008 год, скорее всего, они выживут и сейчас. В крайнем случае им может прийти на помощь государство, как это было ранее, или, если возникнут более серьезные проблемы, возможна и санация – так считает заместитель директора направления рейтинга фининститутов Standard & Poor’s Ирина Велиева.

12) Станет ли ипотека новым драйвером роста для розничного кредитования?

Ипотечное кредитование в настоящее время – наиболее стабильный сегмент розничного кредитного рынка. По данным НБКИ, во втором квартале 2014 года ипотека – единственный вид кредитования, по которому доля невозвратных кредитов с начала года не выросла, а, наоборот, сократилась и составила 2,4%.

На фоне замедления всех сегментов розничного кредитования ситуация на рынке ипотеки выглядит оптимистично. Так, объем выдачи ипотечных жилищных кредитов за первое полугодие 2014 года достиг 448 536 единиц на общую сумму 769,5 млрд рублей, прирост рынка составил 33,4% в количественном и 41,8% в денежном выражении. Средняя сумма по выданным с начала года кредитам составила 1,72 млн рублей, по сравнению с первым полугодием 2013 года она возросла на 101 тыс. рублей, или на 6,3%.

Эксперты сходятся во мнении, что такой прорыв ипотеки по сравнению с другими видами кредитования объясняется просто: не только банки стремятся нарастить долю залоговых кредитов, но и сами граждане в настоящее время стараются меньше получать кредиты «на чайники», предпочитая брать в долг ради более дорогих покупок.

С другой стороны, многие эксперты считают, что из-за снижения доходов населения и роста ставок по ипотеке рынок жилищного кредитования ждет падение. Большинство россиян мечтают о вилле, но в реальности могут рассчитывать лишь на небольшую избушку.

Несмотря на увеличение ставок по ипотечным кредитам, Банк России не намерен вводить дополнительные меры по контролю за рынком ипотеки. По разным оценкам, средневзвешенная ставка ипотечного кредитования к концу года может вырасти с 12,2 до 12,3% (по данным АИЖК) и до 13,5% (по мнению участников рынка). Поскольку ставки стабильно высоки и продолжают расти, спрос на ипотеку может упасть.

13) Лояльность клиентов

Согласно опросу Profi Online Research (на banki.ru), проведенному среди 900 экономически активных россиян старше 18 лет, 59% наших сограждан постоянно пользуются услугами только одного банка. Отметим, что полгода назад таких было всего 38%. При этом подавляющее большинство жителей России доверяет государственным банкам – 82% против 72% весной текущего года. Примечательно, что наши соотечественники все меньше опасаются хранить в кредитных организациях суммы, не покрываемые страховкой от АСВ. Прежде 7% опрошенных заявляли, что держат в банках свыше 700 тыс. рублей, теперь доля таких россиян увеличилась до 12%.

Как себя вести банкам в складывающихся на внешних и на внутренних рынках условиях? Каждый волен выбирать свой собственный путь развития. Мы приняли для себя четыре основных концепции построения системы стратегического планирования и управления рисками. Она у нас работает давно, верно и универсальна для применения в любых условиях.

1)    Риск-аппетит - совокупный предельный размер риска, который организация готова принять исходя из задач получения желаемого стратегического результата и/или поддержания на определенном уровне ее финансовых показателей – как правило, задается акционерами и является предметом торга между акционерами и исполнительными органами, т.н. «хочу столько»;

2)    Достаточность капитала – процесс оценки банком достаточности имеющегося в его распоряжении капитала для покрытия принятых и потенциальных рисков на постоянной основе – как правило, является адекватным ответом «могу столько» на вопрос «хочу столько».

3)    Достаточность ликвидности – процесс оценки банком системы управления риском ликвидности и ее непрерывное улучшение, а также поведение банка при наступлении непредвиденных неблагоприятных обстоятельств – как правило, является адекватным ответом «могу, если вдруг» при наступлении неожиданного стресса внешней среды.

4)    Внешняя среда – совокупность факторов риска, испытывающих финансовую стабильность банка. Внешняя среда постоянно мониторится и проецируется на деятельность банка с точки зрения коррекции на риск-аппетит, достаточность капитала и уровень ликвидности.

Бизнес-модель, которую избрал наш банк, позволяет по многим основным критериям сохранять лидирующие и стабильные позиции среди розничных банков по уровню достаточности капитала, более низкому уровню доли просроченной задолженности, стабильному уровню депозитов и возможностям фондирования.

Бизнес-модель нашего банка сбалансированна и мобильна, что позволяет постоянно, быстро и оперативно подстраивать бизнес-модель под рыночные условия (внешние и внутренние) и развивать наиболее приоритетные направления и продукты банка даже в условиях нестабильности.

Банк и его внутренние структуры на различных уровнях управления (акционеры, совет директоров, исполнительные органы, руководители подразделений, комитеты, системы внутреннего контроля и рисков, сотрудники) осуществляют регулярное взаимодействие в рамках интегрированной системы управления рисками, позволяя каждому звену понимать и осознавать стратегические цели организации в целом, решая при этом тактические задачи подразделений по развитию направлений деятельности и продуктов и достижению финансовых показателей, а с другой стороны, обеспечивая и сохраняя финансовую устойчивость организации.

Мы видим, что рынок нестабилен, и пока, к сожалению, трудно оценить, как долго это продлится. Если сравнивать банк с кошкой, которая падает, то она всегда падает на четыре ноги и может замедлять скорость своего падения. Почему? Эластичность и подвижность позвонков, упругая грудная клетка, амортизаторы в виде подушечек лап, связок и хрящей, встроенный «гироскоп», хвост для снижения скорости падения и корректировки переворота позволяют ей надежно приземляться именно на четыре лапы. Мы добились слаженности работы системы стратегического планирования и управления рисками, как у кошки.

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ: