Многие с большим вниманием смотрят на международные высокотехнологичные компании, пытаясь понять, какие из применяемых ими практик и подходов определяют такой успех. Давайте рассмотрим подход к созданию новых продуктов, в основном применяемый компаниями, работающими в agile. Такие практики, как правило, применяются для создания новых продуктов, не имеющих аналогов на рынке и в проектах, на начальных этапах которых нет полных и консистентных виженов результата.
Классический подход к созданию продукта носит дедуктивный (от общего к частному) характер. Сначала определяется некоторый клиентский сегмент, исследуются его потребности, затем для этого сегмента проектируется продукт, готовится прототип или пилот, проводятся фокус-группы, и при положительном результате продукт доводится до готовности и выводится на рынок. Только тогда им начинают пользоваться клиенты.
Особенность дедукции состоит в том, что истинность ее посылок гарантирует истинность заключения. Если изначально неверно определен сегмент и его потребности, в самом конце цепочки ожидается провал. Многие считают фокус-группы достаточной мерой для проверки корректности посылок, но история знает миллионы примеров неудачных продуктов при положительных результатах фокус-групп.
Для создания по-настоящему новых продуктов можно использовать обратный подход, носящий индуктивный характер (от частного к общему). В этом случае цепочка создания ценности для клиента (продукта) будет выглядеть следующим образом.
Вместо определения некоторого клиентского сегмента ищутся реальные живые люди с конкретными проблемами и потребностями, под которые команда сможет предложить решение. Ищутся до тех пор, пока команда не убедится (например, за счет полевых исследований), что проблемы выбранной персоны, скорее всего, не единичны и таких людей может быть достаточно много.
Для выбранной одной или нескольких персон определяются конкретные проблемы и потребности, под которые команда готовит некоторое решение. На этом этапе очень важно оценить достаточность мотивации воспользоваться новым решением, а не решать проблему по старинке.
Поскольку решаются частные проблемы живых людей, а не создается универсальный продукт для массового клиента, не составляет большого труда подготовить первый прототип и протестировать его на выбранных персонах. Для сложных сервисов подойдут и полевые опросы, главное – избегать классической ошибки, спрашивая что-то типа «Если бы существовало приложение ХХХ, решающее задачу YYY, стали бы вы им пользоваться».
При определенной удаче после нескольких итераций работы с персонами, потребностями и прототипами удается прийти к перспективной комбинации Персона – Потребность/Проблема – Решение.
При этом обязательно в полях или экспериментах должны быть доказаны распространенность на рынке и мотивация клиентов пользоваться решением вместо существующих альтернатив.
Далее начинается итерационная работа по созданию и выводу на рынок продукта. Понятно, что настоящий подход имеет определенную область применения (как, впрочем, и любой другой), но для своих задач он показывает высокую эффективность и хорошую совместимость с другими современными практиками, часто именуемыми Agile-подходом.
Как и в любом классическом проекте, стоимость ошибки уменьшается по мере приближения к завершению проекта. Ошибки на начальном этапе – самые дорогие и сложно исправляемые, поэтому настоящая практика также хороша для минимизации рисков инновационных продуктов.