В ноябре 2018 года Банк России опубликовал проект Положения «О порядке расчета величины процентного риска...», которое будет регламентировать оценку процентного риска банковской книги. Этот документ является русской версией базельских стандартов – самого противоречивого документа Базеля 2015–2016 годов. К спорным и сложным моментам Базеля Банк России добавил ряд своих требований, которые вызвали массу вопросов у российских банков.
Одним из самых тяжелых моментов, внесенных Банком России, является фактический штраф за создание «длинных» денег. Их основным источником являются остатки на текущих, расчетных счетах, в депозитах до востребования. Базель не устанавливает методику выделения стабильной части остатков на этих счетах, не подверженных изменению процентной ставки, но лишь ограничения. Доля остатков на этих счетах, определенная на основе любой внутренней методики, не может превосходить 70% остатков на этих счетах (для нетранзакционных розничных депозитов). Банк России предписал методику: стабильные остатки определяются как минимальный остаток за последние 10 лет (для сравнения, Базель требует определять стабильные остатки по однолетней истории). Инфляция? Не слышали!
Более сложный вопрос – как учитывать финансовые инструменты, не поддающиеся стандартизации (нестандартизируемые позиции). К таким финансовым инструментам относятся розничные кредиты и депозиты. Предложенный Банком России алгоритм подразумевает расчет отношения сумм досрочного погашения к основным суммам кредитов. Такие отношения рассчитываются скользящим окном за 30 дней и затем усредняются по двухлетней истории. Однако этот алгоритм также неприемлем, и в первую очередь потому, что не имеет ничего общего с управлением этими портфелями. Ценообразование как первая технология управления портфелем, с которой сталкиваются клиенты банка, строится на основе анализа реального досрочного погашения, а не неких усредненных показателей. Анализ, проведенный с использованием технологий Roll Rate Analytic System, показывает, что розничный депозит всегда короче своего контрактного срока. Вместе с этим заметная часть депозитов пролонгируется. Реальный график погашения однолетнего депозита показан на рисунке и мало зависит от вида депозита. Точный учет досрочного погашения позволяет оптимизировать портфель розничных депозитов, заменяя депозиты без пополнения или частичного снятия более дешевыми депозитами, содержащими такие опции.
Выделение естественного досрочного погашения в поведении клиентов позволяет измерять добавочное досрочное погашение, изучать причины такого поведения клиентов. Анализ показывает, что рост уверенности потребителей приводит к росту досрочного отзыва клиентами их депозитов. Досрочное погашение розничных кредитов помимо декабрьской сезонности обуславливается уровнем процентных ставок на рынке, ценой нефти и валютным курсом. Например, по наблюдениям компании BSC, рост валютного курса USD/RUB на 10% стимулирует досрочное погашение 0,1–0,2% суммы задолженности. Измерение чувствительности поведения портфеля к макроэкономическим факторам позволяет измерить эластичность спроса на банковские продукты и определить оптимальные процентные ставки по банковским продуктам, обеспечивающие требуемый объем сделок и максимальную прибыль. Экономический эффект от внедрения такой аналитики может достигать 0,5–1% годовых дополнительного процентного дохода.
Ставка на досрочное погашение кредитов позволяет удешевить их, обеспечить выигрыш банка в конкурентной борьбе. Учет досрочного погашения при выдаче кредитов, отсеивание заемщиков, склонных к агрессивному досрочному погашению, оптимизация фондирования – экономические эффекты всего этого значительно превосходят эффекты от уточнения скоринговых карт, используемых при отборе заемщиков по кредитному риску. Однако все это может угрожать ликвидности банка: если досрочное погашение окажется меньше запланированного, у банка возникнет нехватка денежных средств для исполнения своих обязательств.
Стресс-тестирование розничных кредитных и депозитных портфелей по макроэкономическим показателям, обуславливающим досрочное погашение, обеспечивает оптимизацию буфера ликвидности и учет его стоимости в ценообразовании. Основной объем буфера ликвидности нужен для «молодых» кредитов. Продолжающийся в настоящее время кредитный бум предъявляет повышенные требования к запасу ликвидных активов.
Управление досрочным погашением – краеугольный камень оценки процентного риска, управления ликвидностью, обеспечения эффективности банковской системы. Задача регулятора – транслировать прогрессивные технологии управления банком. Анализ проекта Положения по процентному риску банковской книги показывает, что до передовой отраслевой практики в этом вопросе предстоит пройти еще значительный путь. Ждем апреля: Банк России собирается на основе представленного проекта выпустить Положение.