Сеть, трейдинг, рекомендации, ресурс – эти и многие другие понятия в сочетании с прилагательным «социальный» уже стали для нас неотъемлемой частью онлайн-жизни и сильно потеснили привычные живые каналы общения с потребителем, а также каналы предоставления продуктов и услуг.
В погоне за конечным клиентом, даже в таком традиционно консервативном секторе, как банковский, уже давно используются все доступные социальные и онлайн-инструменты маркетинга. Однако, как известно, технологии обгоняют время, и требуется немало усилий, чтобы найти и эффективно применять новые возможности. Целевая точная коммуникация здесь и сейчас, мгновенное решение проблемы клиента, попадание в аудиторию, отслеживание тенденций в поведении и предпочтениях клиентов – вот задачи современного технологичного маркетинга.
Финансовый сектор сейчас претерпевает существенные изменения, вместе с внешними экономическими факторами, волнами кризиса, а следом и вместе с изменениями в формате поведения конечного потребителя финансовых услуг. Тренд сегодняшнего дня – это переход из потребительского поведения в сохранение и накопление материальных средств. Невероятные скачки курса национальной валюты и экономический шторм заставляют население задумываться об инструментах сбережения и приумножения капитала. Существенно возросла финансовая грамотность, а также культура потребления финансовых продуктов, спектр которых также растет с каждым годом.
Закон о регулировании дилерской деятельности рынка ФОРЕКС, вступивший в силу 1 января 2016 года, меняет ландшафт этого рынка, изменится конъюнктура, множество «кухонных» брокеров закроется, останется топ 10-20 крупных, получивших лицензию, и также на этот рынок с большой вероятностью выйдет несколько новых игроков – крупных банков, которые привыкли работать в регулируемом финансовом поле.
Торговля ценными бумагами, финансовыми инструментами и их производными становится массово доступна, параллельно образуя и создавая такое течение, как социальный трейдинг. Возможности онлайн-доступа и сам продукт позволяет охватить огромный пласт интернет-аудитории, в том числе самых активных молодых людей 18–27 лет. Не зря Сбербанк в лице SBT Venture Capital стал акционером eToro (сервиса социального трейдинга) в ноябре 2014 года, вложив вместе с китайской корпорацией Ping An 27 млн долл. в экспансию проекта в России и в Китае.
Повсеместно банки активно начали включать различные инвестиционные продукты в спектр своих услуг.
А потребители в свою очередь начали разбираться, что существуют не только банковские депозиты. Именно здесь, на стыке смены ориентиров, нужно ловить клиентов, занимать нишу, привлекать новую аудиторию и для этого использовать весь арсенал современных цифровых коммуникаций.
Традиционные каналы A2P оповещений (такие как SMS, e-mail) безусловно сохраняются и будут востребованы и дальше, ориентируясь в первую очередь на донесение сервисной информации. В дополнение к ним появляются новые каналы: мессенджеры (например, официальная рассылка на пользователей Viber в России и за рубежом), PUSH-сообщения в мобильные приложения, голосовые IVR-рассылки с технологией Text-To-Speech. Что же касается маркетинговых коммуникаций, то здесь важно целевое попадание, скорость реакции и зачастую инновационность канала, нечто новое и удобное для пользователя.
Например, боты с искусственным интеллектом в мессенджерах открывают широчайшие возможности для интерактивного взаимодействия. В Китае миллионы предприятий уже принимают платежи и размещают рекламу через официальные аккаунты в WeChat, или – на мандарине – Weixin, – крупнейшем в стране мессенджере с 650 млн активных пользователей в месяц. Поколение пользователей мессенджеров открывают их более 100 раз в день, для такой аудитории получить информацию о состоянии своего банковского счета или провести какую-то платежную операцию будет исключительно удобным функционалом. Нужно не выманивать клиента на новую для него территорию, а прокоммуницировать с ним в его комфортной и привычной среде онлайн-обитания.
Мобильные устройства открыли невероятные возможности для передачи информации клиенту по принципу «здесь и сейчас». Идентифицировать посетителя сайта, интересовавшегося каким-либо продуктом или услугой, позвонить ему на следующий день или отправить промо-сообщение – запросто! Найти нужную аудиторию по покупательскому профилю, определить в реальном времени геолокацию и потребности клиента, вовремя осуществить максимально целевую промокоммуникацию – все это возможно уже сейчас!