Интервью главного редактора журнала the Retail Finance Эльчина Гулиева с коммерческим директором компании iDSystems Павлом Соболевым
ЭГ: Павел, давайте начнем с общих вопросов о компании «Инновейтив Диджитал Системс» (iDSystems). Какое место компания занимает на банковском IT-рынке?
ПС: Место на рынке – это многоплановый вопрос. По итогам 2021 года iDSystems заняла 59‑ю строчку в списке «Крупнейшие поставщики ИТ для фин‑сектора». С учетом большого количества игроков, работающих на рынке, это хороший результат.
Еще один показатель – это количество решений. 11 лет назад мы начинали с одного продукта. Сегодня линейка iDБанк насчитывает более 50 решений для банковского рынка.
Другой критерий – количество клиентов. Нашими клиентами являются более 140 кредитных организаций, из них 53 банка из рейтинга TOP-100 по величине активов, согласно данным ЦБ РФ, что составляет более 30% банков, работающих на российском финансовом рынке.
Еще можно сказать о месте наших решений в ИТ-инфраструктуре банков. Взаимодействие с госорганами через электронный документооборот (ЭДО) – это стратегическая задача цифровизации экономики, заявленная государством, а наш продукт не трансформировался в процессе, он изначально отвечал задачам цифровизации. Можно сказать, что мы опередили время и стали полноценной самостоятельной частью ИТ-инфраструктуры банка, закрывающей колоссальный блок вопросов по взаимодействию с госорганами.
ЭГ: Впечатляюще. Особенно с учетом того, что рынок цифровизации – высококонкурентный рынок. Почему клиенты выбирают решения вашей компании?
ПС: На это есть ряд причин. Первое, мы – моновендор, специализирующийся на ЭДО с органами государственной власти. Кто‑то может сказать, что это минус, но те клиенты, которые нас выбирают, смогли разглядеть в этом конкурентное преимущество. Компания не разменивается на создание непрофильных, смежных, рядом стоящих продуктов. В консорциуме iCAM Group, куда входит iDSystems, есть разные продукты, покрывающие разные направления. Но все компании имеют узкую специализацию. Непосредственно iDSystems специализируется на электронном документообороте с государственными органами. Так было 11 лет назад, так строится бизнес и сегодня. Мы настолько сосредоточены на том, чтобы быть профессионалами именно в своей области, что смогли накопить уникальный опыт и развить уникальную экспертизу. Наша команда может чувствовать рынок, понимать тренды, предвосхищать проблемы. Это позволяет молниеносно реагировать на динамику рыночной конъюнктуры, быстро запускать новые продукты и модернизировать действующие. Специализация в узком направлении дает возможность участвовать в развитии цифровой экономики в целом, выступая в качестве консультантов в работе различных экспертных групп, в том числе и создаваемых Центральным банком, Минсвязи и Минцифры.
Вторая причина – стратегия взаимодействия с заказчиками. Очень важно, что называется, не выкручивать банкам руки и не стараться выжать все соки. Наша клиентская работа базируется на развитии долгосрочных партнерских отношений. Для кого‑то в приоритете просто продать готовый продукт, для iDSystems важно услышать клиента, вникнуть в суть его процессов и найти наиболее подходящее для него решение. Создавая полезные решения для банков, мы готовы интегрироваться с любыми другими системами, независимо от того, считаем мы их идеальными или нет. Главное – желание партнеразаказчика. Заказчик управляет развитием своей IT-инфраструктуры, а не мы ему диктуем, с кем будем интегрироваться, а с кем нет.
Другая причина заключается в том, что при создании решений нужно закладываться на возможности дальнейшего тюнинга и адаптирования продуктов к изменяющимся рыночным условиям и стратегии развития банка. Продукты, которые разрабатывает iDSystems, постоянно совершенствуются за счет получаемой от пользователей обратной связи. Существенная отличительная особенность нашего стиля разработки заключается в том, что мы не просто строим решения для клиентов, мы строим эти решения вместе с клиентами. Это, конечно, непросто, потому что есть рамки в виде ограничений и требований регулятора к параметрам продукта, за которые нельзя выходить.
ЭГ: Я правильно понимаю, что вы не занимаетесь кросс-продажами?
ПС: Не совсем так. ЭДО с каждым государственным органом имеет большой перечень данных, которые можно передавать или получать. В некоторых случаях для достижения максимальной эффективности банковских процессов требуется обмен с разными государственными органами. Начиная работу с заказчиком, мы на основании наших знаний и опыта проводим экспертную оценку реальной «боли» потребителя и предлагаем ему оптимальное решение, которое может включать один модуль или комбинацию нескольких. Это можно назвать кросс-продажами, но они осуществляются в рамках одновидовых продуктов.
Например, внедряя у клиента ЭДО по запросу начислений из ГИС ГМП, мы рекомендуем обмен с ГИС ЖКХ, чтобы у клиента получилось комплексное решение по всем начислениям. Эти модули требуют взаимодействия и с АБС, и с системой ДБО.
Но мы никогда не пытаемся убедить партнера поменять ДБО, хотя эти продукты тоже есть в консорциуме iCAM Group. Наши специалисты могут порекомендовать хорошую систему ДБО, но без навязывания и без условий вроде «вот с этой системой ДБО работать не будем, а с этой будем». Выбор – неизменно за заказчиком, а мы всегда находим пути решения и интеграции.
ЭГ: Вы сказали про «боль» клиента и эффективность процессов. Распространено мнение, что ЭДО с государственными органами – это не про эффективность, а про выполнение вполне определенных требований различных регуляторов.
ПС: Так было в самом начале развития ЭДО с государственными органами. Статистика, получаемая на основании обратной связи, четко показывает, что сейчас в первую очередь решения iDSystems приобретаются с целью оптимизации бизнес-процессов. Даже те клиенты, которые изначально приобретают наши продукты исключительно, как они говорят, с целью закрытия требований регулятора, после начала эксплуатации раскрывают для себя их дополнительный потенциал. Меньше времени уходит на обработку операций, пропускная способность увеличивается, добавляются новые возможности, уходит человеческий фактор.
ЭГ: Больше, быстрей, дешевле.
ПС: Именно так. Приобретали для закрытия формальных требований, а на выходе получили серьезное увеличение эффективности и рост прибыли.
ЭГ: Кстати, а как вы помогаете банкам в вопросе импортозамещения?
ПС: С момента основания компании мы ориентировались только на отечественное ПО, поэтому были готовы к импортозамещению еще 11 лет назад.
К примеру, про тот же Oracle мы говорили от конференции к конференции: предостерегали, что рано или поздно все может обернуться серьезными последствиями и тратами на перестроение IT-инфраструктуры. В итоге где сейчас СУБД Oracle, Microsoft?
А между тем мы сохранили инвестиции своих клиентов, сделав ставку на отечественное программное обеспечение, и прошли проверку временем. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что мы помогаем импортозамещаться с 2011 года.
ЭГ: Чтобы лучше понять ценность ЭДО с госорганами, можно пойти от обратного и представить, что банк не использует электронный документооборот.
ПС: Сейчас такое даже представить сложно. Можно открутить время назад и вспомнить, как выглядел, например, процесс получения кредита 10 лет назад. Заемщик должен был собрать большое количество справок и документов, принести их в банк, банк в течение нескольких недель проверял представленные данные, затем просил донести какие‑то уточняющие справки, долго рассматривал заявку и сверял бумаги и только потом принимал решение. Помимо временных затрат на весь процесс затрачивались и значительные человеческие, а следовательно, и финансовые ресурсы. Сейчас благодаря цифровизации время от подачи заявки на кредит до получения всех достоверных актуальных данных сократилось до нескольких минут, и весь бизнес-процесс может осуществляться практически без участия сотрудников банка. Клиенту достаточно обратиться в банк с паспортом. Кстати, через некоторое время можно будет обращаться и без паспорта.
Сегодня электронный документооборот с государственными органами – это значимая самостоятельная часть банковского ИТ-ландшафта, пронизывающая все бизнеспроцессы, от бэк-офиса до фронт-офиса, от отчетности до клиентской аналитики.
ЭГ: Сколько ресурсов нужно на внедрение модуля в банке?
ПС: Все зависит от того, насколько глубоко и далеко хочет пойти заказчик. Одно дело – наладить взаимодействия с простым видом сведений, который поставляет данные и не требует никакой логики обработки. Такие простые задачи решаются в считаные дни минимальными ресурсами. Совсем другой вопрос – развертывание сложной мастер-системы, которая обеспечивает не простой переток данных из пункта «А» в пункт «Б», а взаимодействие с АБС, ДБО, скоррингом, CRM. Кроме того, большую роль играет наличие дополнительных пожеланий и требований, индивидуальная настройка систем под процессы и задачи, которые формулирует банк. Внутри нашей компании есть условная разбивка модулей по сложности – легкий, средний, сложный. Внедрение сложных модулей может занимать до трех месяцев.
ЭГ: Давайте подробнее остановимся на модулях. Какие сейчас самые «горячие»?
ПС: Если говорить о новизне, то это модуль по взаимодействию с загсами. Государство посчитало необходимым и возможным предоставлять актуальную информацию о статусах граждан, что позволит банкам качественней отслеживать интересы клиентов, особенно в наследственных делах. Еще один новый модуль – модуль подтверждения статуса мобилизованного. Уже в процессе развертывания находится цифровой профиль юридического лица. Очень активно развивается блок взаимодействия с Федеральной службой судебных приставов (ФССП) России.
ЭГ: Взыскание всегда было чувствительной темой и для банков, и для банковских клиентов. Поэтому имеет смысл подробней остановиться на блоке взаимодействия с ФССП. Что представляет собой этот продукт?
ПС: Блок взаимодействия с ФССП – это наш флагманский продукт. Фактически компания iDSystems начиналась 11 лет назад с решения по розыску средств должников. Сегодня весь блок взаимодействия с ФССП подразумевает розыск, взыскание средств, а также запрос о ходе исполнительного производства. Эти три блока способны закрыть все взаимодействие, связанное с обменом данными, и решить все основные вопросы, которые возникают между банками и ФССП.
ЭГ: Насколько для компании iDSystems важен продукт по взаимодействию с ФССП?
ПС: Как я уже сказал, iDSystems начинала свою историю с модуля ФССП. И мы его продолжаем совершенствовать для наших клиентов. У нас целая группа экспертов занимается исключительно этим направлением.
ЭГ: Как вы оцениваете перспективы развития продуктов, связанных со взысканием?
ПС: Блок взаимодействия с ФССП – это блок с самой высокой интенсивностью обмена данными с государственными органами. По нашим оценкам, эта нагрузка будет расти и дальше, особенно с учетом того, что рынок коллекторских агентств может закрыться, и в связи с общим курсом на перевод этого рынка в цивилизованное поле и защиту интересов должников. Кроме того, цифровую трансформацию переживает и само исполнительное производство. Если сейчас оно может осуществляться только человеком, то в недалеком будущем вполне вероятно, что часть процесса или часть кейсов будет автоматизирована. Все говорит о том, что направление взаимодействия с ФССП будет развиваться и дальше, и развиваться активно, а банки смогут значительно оптимизировать свои бизнес-процессы, увеличить эффективность взыскания и бизнес-результаты.
ЭГ: Интересно, как это отразится на должниках.
ПС: Цифровизация обеспечивает прозрачность всех активностей, что говорит о соблюдении закона всеми сторонами процесса. Если учесть тот момент, что рынка коллекторских услуг в перспективе может вообще не быть, то мы будем иметь правильно работающий механизм. Поэтому на должниках это отражается или будет отражаться так, как предписывают законы.
ЭГ: Павел, а есть еще какие-либо направления в части взаимодействия банков и госорганов, которые еще не цифровизированы и которые ждут своего часа?
ПС: Динамичное развитие, на мой взгляд, будет связано с цифровым профилем, который будет постепенно насыщаться различными видами сведений и превращаться в основной источник данных для банков. И однозначно будет развиваться направление взаимодействия с ФССП.
ЭГ: И еще один вопрос, который я традиционно задаю представителям ИТ-индустрии. Самостоятельная разработка на стороне банка или промышленное решение?
ПС: Ценность создания собственного решения есть тогда, когда есть желание создать что‑то уникальное. А там, где есть стандартизированные требования регулятора, невозможно создать уникальное решение. Кроме того, каждый из таких продуктов требует постоянного сопровождения и обновления, отслеживания изменений законодательства, накопления экспертизы. Все вместе это требует огромных затрат, многократно превышающих стоимость наших решений. Поэтому ответ очевиден: каждый должен делать свою работу, это самый эффективный путь.
ЭГ: Павел, спасибо большое, и новых высот вам и команде iDSystems!
ПС: Эльчин, спасибо вам!