«В банковской индустрии настали сложные времена». Ну какой же заезженный штамп. Когда они были не сложные? В период гонки капитализации конца девяностых? Бума розничного кредитования начала двухтысячных? Кризиса 2008-го?
Однако сложившаяся ситуация отличается от всего, что было раньше. Одновременное ухудшение сразу всех условий. Кризис ликвидности. Закручивание гаек со стороны ЦБ. Снижение доверия к банкам со стороны населения как вкладчика. Снижение спроса на розничные кредиты. Рост ставок. Увеличение просрочки и соответствующий рост требований к собственному капиталу. Значительные дыры в капитале крупнейших кредитных организаций, на которые регулирующие органы вынуждены закрывать глаза. Все это – и вместе, и по отдельности – приводит к тому, что оперативный простор каждой кредитной организации становится все уже. «Идет бычок, качается, вздыхает на ходу…»
Столь значительные изменения внешних условий требуют не просто каких-то новых тактических действий, нужен радикальный пересмотр стратегии ведения бизнеса. Некоторые кредитные организации принимают решение «переждать». Снижаются бюджеты, обороты, активно-пассивная политика начинает приобретать предельно стагнационные очертания. Некоторые игроки, столкнувшись с нехваткой ликвидности, начинают, наоборот, рисковать, и результаты такой стратегии мы все чаще видим в новостях. Но мы сегодня поговорим про третью стратегию – стратегию технологического перевооружения.
Сама по себе стратегия не нова. Она обкатывалась в ходе всех макроэкономических кризисов XX века. Суть в том, что кризис – это не просто временное ухудшение условий, а процесс перехода от старого порядка к новому. Новый порядок требует новых технологий работы, модернизации. Исторически те корпорации и экономики, которые находили в себе силы перестроиться в кризисные годы, получали значимое преимущество в новом мире.
Одним из главнейших, если не ключевым, технологическим фактором для банков является информационное обеспечение. Причем на сегодняшний день речь идет уже не об «идеальной программе», которая полностью устроит бизнес на ближайшие 5–10 лет. Приходит осознание, что постоянная модернизация собственных процессов, включая процессы управления, – это не какая-то временная мера, а ключевое требование к тем программным продуктам, которые будут работать в банках уже в ближайшем будущем. Поэтому, какие бы изменения ни требовались в будущем, ИТ должны быть готовы принять удар. Давайте перечислим, какие процессы по трансформации ИТ-ландшафтов наиболее актуальны на сегодняшний день:
1) Географическая и организационная централизация. По мере слияния кредитных организаций сложность управления возникающим конгломератом систем возрастает кратно. А объединение всех систем и процессов – крайне объемная задача.
2) Продуктовая централизация. В ходе продолжительного продуктового развития ИТ-ландшафт банков пополнился десятками информационных систем. И теперь с этим «зоопарком» приходится жить – до тех пор, пока его не удастся объединить.
3) Снижение издержек (капитальных, оперативных) в стоимости ИТ-ландшафта. Удвоение (а в возможной перспективе и утроение) курсов валют приводит к недопустимой волатильности стоимости владения западными ИТ-решениями.
4) Прицел на гибкую, изменяемую, адаптивную инфраструктуру. Это относится как к возможностям конфигурирования самих ИТ-решений, темпу их изменений, так и к качеству и оперативности их поддержки, наличию на рынке специалистов.
5) Движение в сторону новых технологий: ДБО, мобильные приложения, big data – некоторые из этих веяний диктуются модой, однако те игроки, которые смогут отделить зерна от плевел, – получат значимое конкурентное преимущество уже в ближайшее десятилетие.
В связи с этими тенденциями на рынке ИТ-решений стремительно растет спрос на платформенные решения. Отвечая на этот спрос, все больше производителей отечественного ПО предлагают свои платформы. Или, другими словами, эффективные конструкторы ИТ-решений, способные обеспечить значительный темп изменений в логике работы ИТ-ландшафта. Какими же свойствами должна обладать идеальная ИТ-платформа?
• По функциональному покрытию: должна позволять значительную, если не полную, централизацию всего ИТ-ландшафта.
• По стоимости: должна соответствовать объемам бизнеса, не являясь ограничением для его развития. Это относится к лицензионной политике, стоимости сопровождения, и самое главное – стоимости изменений.
• По темпу доработок: ключевым параметром является time to market. Важнейшие факторы – ранняя прототипизация ИТ-решений, прицел на итеративность доработок, снижение паразитной зависимости от классического программирования.
• По возможностям самостоятельных доработок: эти возможности должны быть, банк должен сам уметь менять правила игры. Если изменения логики незначительны, нет ничего хуже, чем ждать их от стороннего вендора.
• По интеграционным возможностям. Один из ключевых факторов. Поскольку нет никакой возможности перенести сразу все нужные куски ИТ-ландшафта единым волевым усилием, приходится строить поэтапный процесс включения платформ в ландшафт, с постепенным замещением его функций.
• По возможностям командной работы. Все современные платформы включают в себя продвинутые средства разработки, позволяющие проектным командам эффективно работать сообща.
• По производительности. Тут требования просты: хорошая платформа должна быть способна удовлетворить любые разумные требования. Это может, в отдаленной перспективе, потребовать более мощного оборудования или даже перехода на кластеры, гриды и фермы, но такая возможность должна быть изначально заложена в платформу.
Есть еще десятки различных требований – по безопасности, отказоустойчивости, качеству сопровождения, кроссплатформенности и т.д. Главное – то, что рынок ИТ-решений выходит на новый виток спирали. И мы – банкиры, ИТ-директора, вендоры ИТ-решений – должны быть к этому готовы уже сегодня.
Группа компаний «Финансовые Информационные Системы» – разработчик программной платформы FIS Platform. Эта платформа уже успешно эксплуатируется такими кредитными организациями, как «Бинбанк», «МДМ Банк» и др. В платформу включен значительный набор кейс-инструментов, покрывающих весь спектр проектирования ИС, – моделирование данных, бизнес-процессов, пользовательского интерфейса, интеграций. В результате настройка бизнес-приложений практически не требует программирования и доступна технологам банка. Это позволяет уже сегодня увеличить темп изменений ИТ-инфраструктуры в 3–5 раз, при уменьшении стоимости этих изменений до 7–10 раз. На платформе уже настроено более 15 конфигураций, таких как Collection, CRM, фронт-офис для физических и юридических лиц, кредитный конвейер, антифрод, факторинг. Более чем десятилетняя компетенция компании в производстве и внедрении информационных систем – это убедительный аргумент в пользу успешности текущих и будущих проектов.