КАК ДЕЛАЛИ «ПОДЕЛИ» В 2022 ГОДУ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ ЯРКИЙ ИГРОК – BNPL-СЕРВИС «ПОДЕЛИ». ТЕХНИЧЕСКИМ РАЗРАБОТЧИКОМ ПРОЕКТА ВЫСТУПИЛА КОМПАНИЯ «СИНИМЕКС».
Главный редактор журнала the Retail Finance Эльчин Гулиев обсудил с Андреем Евглевским, директором по информационным технологиям сервиса «Подели», и с Павлом Мышевым, заместителем директора по работе с ключевыми клиентами компании «Синимекс», нюансы создания популярного сервиса.
ЭГ: Андрей, первый вопрос к вам, расскажите, как родилась идея создания сервиса «Подели» и в чем секрет его успеха?
АЕ: BNPL-сервисы пришли на российский рынок из Европы и США в 2021 году. «Подели» запустился в 2022, став одним из первых BNPL-проектов в России.
«Подели» делает ставку на масштаб покрытия: к сервису подключаются как небольшие компании, так и лидеры рынка в самых разных сегментах – от FMCG до авиабилетов. Мы первыми в стране реализовали оплату по частям в офлайн-магазинах и предлагаем самый большой выбор офлайн-партнеров среди аналогов. Оплатить покупки с «Подели» можно на кассах магазинов «Gloria Jeans», «ЛЭТУАЛЬ», «ZARINA», «Эконика» и многих других: одежды, детских товаров, в гипермаркетах и даже на кассе футбольного стадиона. С «Подели» сотрудничает уже более 40 000 магазинов.
Впервые в России мы интегрировали BNPL в фудтех-проект – подключили оплату с «Подели» в сервисе доставки Broniboy. Теперь пользователи могут заказать блюда из любимых ресторанов и оплатить их четырьмя платежами.
ЭГ: Сервисы BNPL фактически пришли на нишу POS-кредитования. В чем разница между этими продуктами и чем BNPL лучше?
АЕ: Говорить о том, что BNPL лучше POS-кредитов не совсем корректно. Все-таки это разные продукты с разным позиционированием, которые помогают клиентам решать разные задачи. BNPLсервисы удобны, когда нужно оплатить небольшую покупку до 30000 рублей: это может быть косметика и парфюмерия, одежда, товары для детей и для дома. А для более серьезных покупок клиент скорее отдаст предпочтение классическому кредитованию.
Кроме того, оплата с «Подели» намного быстрее и проще, чем оформление кредита: клиенту нужно только авторизоваться в сервисе со своим номером телефона и привязать карту, даже паспорт не нужен, а рассмотрение заявки занимает не больше минуты. При этом срок возврата небольшой – всего шесть недель. По сути, это инструмент для более равномерного распределения расходов.
ЭГ: Технологическую разработку и сопровождение продукта выполняет компания «Синимекс». Почему выбор пал именно на них?
АЕ: Чтобы создать действительно удобный и востребованный продукт, «Подели» было важно найти подрядчика с большим опытом и экспертизой в создании финансовых проектов. Поскольку на момент начала работы подобных кейсов еще не было, нужно было разработать продукт с нуля: было важно, чтобы система за секунды анализировала огромный массив данных от покупателя и от магазина, обрабатывала заявку и выдавала решение обеим сторонам процесса. Проанализировав предыдущие успешно реализованные проекты компании «Синимекс», мы поняли, что можем с уверенностью доверить им эту задачу.
ПМ: Мы давно работаем с банковским сектором, понимаем финансовую проблематику и специфику, хорошо знакомы с ИТ-инструментами, которые применяются на этом рынке. И нам, конечно, очень приятно, что наши компетенции и опыт были оценены коллегами из «Подели».
ЭГ: Павел, расскажите, как шла работа над технической частью проекта?
ПМ: Вначале мы сформировали небольшую проектную команду из сотрудников для оценки стоящих задач, объема и сроков проекта. С нуля до запуска у нас было четыре месяца. По мере необходимости к команде присоединялись новые участники: разработчики, тестировщики, специалисты поддержки и т.д.
ЭГ: Четыре месяца – это небольшой срок для разработки финтех-продукта.
ПМ: Конечно, учитывая, что это большой проект и разработка велась с нуля. Помимо классических задач по построению среды, стендов, мониторинга и т.д., здесь реализовано большое количество внешних интеграций, включая процессинг, скоринг, интеграции с партнерами. У банков, с которыми мы привыкли работать, есть много реализованных решений, есть установленные правила, ограничения. В этом проекте все делалось с чистого листа и в очень короткий срок, поэтому мы считаем, что это был вызов, который мы с коллегами из «Подели» приняли и успешно на него ответили.
ЭГ: Интересно понять, как осуществляется взаимодействие проекта и разработчиков, например, участвуют ли разработчики в формировании видения продукта, вносят ли какие-то идеи по развитию?
ПМ: Бизнес-идеи и концепции исходят от заказчика. Наша задача – предлагать лучшие решения и идеи в рамках нашей компетенции, в технической части проекта. В начале проекта наши предложения касались выбора технологий и версий библиотек. Дальше при разработке функциональности все решения принимались консолидировано, т.е. было обсуждение реализации фич у заказчика с нашими аналитиками.
ЭГ: Андрей, вы сказали, что первыми реализовали возможности оплаты по частям в офлайн. Как работает система при оплате покупок онлайн и офлайн? Есть отличия?
АЕ: С точки зрения покупателя, механика, в целом, одинаковая: клиент авторизуется в сервисе (вводит ФИО, номер телефона, дату рождения и имейл), привязывает карту, с которой будет списан первый платеж (четверть суммы покупки). Перед оплатой он увидит детальный график платежей с датами и точными суммами. Клиент видит доступные скидки, при желании принимает условия акции и соглашается с графиком. Дальше система обрабатывает его заявку – это занимает буквально пару секунд. Если покупка одобрена, с карты клиента списывается первый платеж, а еще три спишутся автоматически с интервалом в две недели.
Разница между онлайн- и офлайн-оплатой, по большому счету, только в точке входа: в офлайн-магазине клиенту нужно отсканировать на кассе QR-код «Подели», авторизоваться и потом показать со своего мобильного индивидуальный QR-код кассиру.
После покупки у клиента появляются инструменты для управления платежами: он может подстраивать график под себя, сдвигать платежи или разбивать остаток на более мелкие суммы с увеличением срока выплаты.
Партнерам сервиса (магазинам) мы предоставляем возможности для быстрой и удобной интеграции «Подели» в имеющуюся инфраструктуру оплаты как в онлайне, так и офлайне – у нас есть виджеты и коробочные решения для сайтов и распространенных систем интернет-магазинов, розничные магазины могут использовать широкий набор интеграций с кассовыми программами.
ЭГ: Как дорабатывается система с развитием сервиса и появлением новых услуг?
ПМ: Сервис «Подели» постоянно развивается и подстраивается под потребности пользователей: в нем появляются новые функции, которых нет у конкурентов, процесс доработки продукта никогда не прекращается. Со своей стороны, мы постоянно совершенствуем код, чтобы нововведения легко встраивались в существующую архитектуру продукта и оптимально сочетались с уже реализованными функциями.
ЭГ: Павел, и еще один вопрос к вам как к разработчику. Как вы думаете, должна ли проектная команда, выполняющая техническую работу, быть апологетом сервиса, над которым она работает?
ПМ: По моему мнению, все участники команды должны видеть полную картину продукта и понимать, в какой части этой картины будет задействован маленький квадратик выполненной ими работы. Что касается того, должны ли специалисты, работающие над решением технологических задач, быть фанатами продукта, то я думаю, что они должны быть прежде всего фанатами качества и профессионально выполнять свои задачи. Разработчики превращают идеи в код, тестировщики тестируют, у каждого своя зона ответственности, при этом все работают на один результат. Если каждый на своем месте сделает работу грамотно, то и конечный продукт понравится всем: и команде, которая над ним работала, и пользователям, которые с его помощью решают свои задачи.