К digital готовы не только банки!

1116
Андрей Романович начальник Управления Дирекции по развитию банковских продуктов Touch Bank,

Стратегия

•  С какими результатами заканчивается розничный финансовый год? 

•  Как эволюционирует продуктовый ряд розничного финансового института? 

Прошедший 2016 год для российских банков был разным: наряду с отзывом лицензий и общим снижением экономической активности банки уверенно осваивались в цифровой среде, предоставляя клиентам больше самостоятельности в управлении личными финансами. Наступивший 2017 год обещает стать не менее насыщенным, и, хотя многочисленные прогнозы говорят о снижении интереса к банковским продуктам и услугам, в Touch Bank считают по-другому. Молодой и амбициозный проект OTP Group проанализировал нефинансовые показатели своей работы за первый операционный год (декабрь 2015 г. – декабрь 2016 г.) и выяснил, где в России предпочитают digital, сколько готовы копить и как именно тратят российские потребители розничных банковских услуг, предпочитающие управлять финансами в режиме онлайн.  

Кто предпочитает финтех? 

За прошедший год тема диджитализации банков обсуждалась чуть ли не чаще доходности вкладов, базовой ставки и низкого интереса к кредитам. Кроме того, не раз мелькали заголовки о том, что международное банковское сообщество проявляет повышенный интерес к мобильным технологиям и готово рассматривать мобайл в качестве единственного канала взаимодействия с клиентом (mobile-only). Что на самом деле нужно массовому потребителю банковских услуг в России? Кто он такой и готов ли к digital-first или mobile-only? 

По данным Touch Bank, большинство клиентов digital-банка (71%) – мужчины в возрасте от 25 до 45 лет, проживающие в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках. И хотя обе столицы – Москва и Московская область, Санкт-Петербург и область – занимают первые места по количеству клиентов, первая десятка городов не превышает 40% от общей базы клиентов Touch Bank. Оставшиеся 60% приходятся на небольшие города, жители которых, в отсутствие технологичных решений традиционных банков, готовы пробовать digital. 

Оплата картой или наличными? 

Клиенты банка используют карту для ежедневных покупок и платежей: 40% клиентов совершают более 20 покупок в месяц, тратя при этом почти 33 тыс. рублей. Средний чек POS-транзакции составляет порядка 1600 рублей, при этом 23% (декабрь 2016 г.) всех покупок – это бесконтактные платежи картой с технологией PayPass. Соотношение POS-транзакций к получению наличных – 49% против 51%, что свидетельствует о том, что клиенты онлайн-банка активно используют карты вместо наличных. 

Держатели карт Touch Bank открывают и управляют своими вкладами онлайн – в интернет-банке и мобильном приложении. Срок вклада не ограничен, как и возможность пополнять и выводить средства в любое время, начисление и выплата процентов осуществляется ежедневно на остаток средств на вкладе. Даже при умеренной процентной ставке (8% годовых) средний размер депозита в Touch Bank в 2016 году составил более 220 тыс. рублей против 164 тыс. рублей в среднем по рынку. 

Программа лояльности – кому выгодно? 

Touch Bank поощряет клиентов расплачиваться картой, предлагая простую и выгодную программу лояльности – 1% кешбэк за все покупки, оплаченные картой, и 3% в «Любимой категории», которую клиент выбирает сам и может менять каждый месяц. В банке считают, что это честный подход к программе лояльности, так как он позволяет клиентам самостоятельно решать, сколько кешбэка они хотят получать и за какие покупки, и выбирать, как использовать накопленные баллы. 

В 2016 году Touch Bank начислил клиентам почти 100 млн бонусных баллов, утилизация бонусов – 86%. По правилам программы лояльности Touch Bank 1 балл равен 1 рублю, а накопленными баллами можно компенсировать уже совершенные покупки. 

Онлайн или мобайл? 

С учетом того что digital-банк не имеет отделений и офисов и оказывает финансовые услуги исключительно онлайн, а у клиентов есть возможность использовать разные каналы управления своими финансами, говорить о mobile-only пока рано, но вполне можно сказать, что пользователи чаще обращаются именно к мобильным приложениям банка для совершения ежедневных операций (mobile-first). Так, среднее количество сессий в мобильных приложениях Touch Bank в месяц (суммарно на платформах iOS и Android) составляет 53% против 47% в интернет-банке, т.е. 3 из 5 «входов» в банк осуществляются именно с мобильных устройств. При этом пользователей платформы Android на порядок больше – 61% против 39%, что закономерно, учитывая региональное присутствие банка (Приложение 1). В то же время именно iOS-пользователи заходят в мобильное приложение чаще – более трех раз в день, тогда как аналогичный показатель для интернет- и мобильного банка на Android – не более одного раза в сутки. Самой распространенной операцией в интернет- и мобильном банке ожидаемо являются денежные переводы.

 

Основные показатели 2016 года: 

Клиентская база – более 120 тыс. клиентов, 60% активно пользуются услугами банка. 

Прирост клиентской базы – за последние три месяца (ноябрь 2016 г. – январь 2017 г.) банк в среднем привлекал порядка 12 тыс. клиентов в месяц. 

Источники привлечения – рекламное продвижение и органический прирост, Touch Bank не использует продвижение среди клиентов ОТП Банка в России.

Объем привлеченных депозитов и клиентских средств – более 4 млрд рублей.

Годовая ставка по депозиту – с января 2017 года прогрессивная ставка в 7%, 7,5% или 8% годовых в зависимости от срока хранения средств (30, 61 и 90 дней). 

Объем открытых кредитных линий – 2,5 млрд рублей.

Кредитные продукты – возобновляемая кредитная линия, клиенты самостоятельно решают, как использовать одобренный кредитный лимит: в качестве кредитно-карточной линии, револьверного кредита/ов наличными или оба варианта сразу.

География обслуживания – Россия, более 100 городов.

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ: