Новый сервис СберОбразования автоматически переводит аудиозапись урока в текст, анализирует и предоставляет детальные отчёты урока, сообщается на сайте банка.
В ходе сессии на Московском международном салоне образования был представлен «Ассистент преподавателя» — AI-сервис, способный автоматически переводить аудиозапись урока в текст, анализировать и предоставлять детальные отчёты урока в виде его различных характеристик (распределение времени на уроке, использование разных приёмов общения, скорость речи преподавателя и пр.).
На основе этих данных преподаватель может провести саморефлексию и сделать будущие занятия эффективнее. Решение разработано под руководством Академической лаборатории СберОбразования на базе модели распознавания приёмов общения от Лаборатории искусственного интеллекта Сбербанка, нейросетевой модели GigaChat и платформы речевых технологий SaluteSpeech. Консультационную поддержку оказывала группа компаний ЦРТ.
«Ассистент преподавателя» основан на этнографическом исследовании результативных преподавательских практик и прошёл апробацию среди ряда учителей российских школ. В текущий момент в рамках развития проекта ведётся научно-исследовательская работа совместно с СПбГУ, а также планирование дальнейших исследований с научными и технологическими центрами в России.
Кроме проведения саморефлексии, в текущей версии AI-сервис может быть использован в программах обучения и профессионального развития преподавателей, а также может помогать выявлению сильных и слабых сторон работы, сравнению собственных практик преподавания с практиками результативных преподавателей (преподавателей, которые способствуют устойчивой академической успеваемости учащихся). Это может помочь педагогическим вузам обновлять содержание программ и форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Павел Сергоманов, руководитель Академической лаборатории СберОбразования:
Нужно разумно относиться к использованию искусственного интеллекта в образовательном процессе. Мы вместе с Лабораторией искусственного интеллекта Сбера проводили эксперименты с моделями машинного обучения, подбирая те решения, которые позволяют анализировать большой объём данных наиболее точно. Это сильно облегчает и резко удешевляет дорогостоящий анализ учебного процесса. Благодаря объективным данным можно улучшать навыки преподавания, поддерживать и развивать практики, способствующие устойчивой академической успеваемости и благополучию учащихся.