«Открытие Авто»: почти две трети салонов в России стали китайскими

134

Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ) и «АвтоБизнесРевю» проанализировали, как изменялись дилерские сети в 2023 году. К концу декабря официальные франшизы имели 3,6 тысячи шоу-румов. Из них на «китайцев» пришлось 2,3 тысячи салонов 34 брендов. При этом в первой десятке по размерам сетей оказались два бренда, которые впервые дебютировали на нашем рынке только в 2023 году, — Jaecoo и Jetour. По динамике роста активнее других за год прибавил JAC (+73%), а по общему охвату лидерство сохранила Chery (207 шоу-румов). В то же время стабильность бизнеса китайских салонов оставляла желать лучшего: почти двести шоу-румов марок из Поднебесной за год прекратили свою работу, сообщается на сайте банка.

 

В течение 2023 года сеть официальных салонов нашей страны получила 1 568 новых шоу-румов. Из них 1,4 тысячи пришлось на «китайцев». При этом за редким исключением авторитейлерам не приходилось вкладывать больших сумм в открытие: в большинстве случаев инвестиции в переформатирование не превышали 15-20 миллионов рублей.

 

В то же время лидером по общему числу дилерских центров осталась марка Chery. По итогам года на ее официальном сайте значилось 207 торговых точек. За год был открыт 41 шоу-рум, а 18 авторитейлеров прекратили работу. В сравнении с другими китайскими брендами прирост сети за год оказался относительно невысоким (+13%). Особенно тесно дилерам марки стало в столичном регионе, в котором действуют уже 36 дилерских центров.

 

Марка Geely закончила год со 170 салонами. Это на 20% больше, чем по результатам 2022 года. При этом и закрытий по сравнению с прошлыми годами состоялось немало — девять. Они происходили как в Москве и Подмосковье, так и за Уралом.

 

Замкнула тройку лидеров марка Omоda. Этот суббренд Chery увеличил количество ДЦ за год более чем в полтора раза — до 165 локаций. В большинстве из них по соседству успели получить прописку шоу-румы еще и марки Jaecоo (159 точек продаж).

 

Компания Changan в отличие от прошлых лет также развивалась в России очень активно (161 шоу-рум на конец 2023 года). Бренд более чем двукратно расширил модельный ряд, и немалому числу его партнеров пришлось переезжать в более просторные помещения. После ухода западных брендов их поначалу было немало. Тех, кто не смог перестроиться, нередко лишали франшиз (минус 13 торговых точек).

 

Марка Jetour, еще один суббренд Chery, судя по официальному сайту, закончила год со 147 салонами. Все их удалось открыть буквально за полгода. Причем в московском регионе франшизы поначалу купили 25 авторитейлеров. Один из них — компания «Фреш» — уже успела закрыть салон марки.

 

В свою очередь дилеры Haval традиционно продолжали демонстрировать наибольшую устойчивость из всех «китайцев». За год на 25 открытий пришлось всего два закрытия. В целом сеть расширилась до 140 шоу-румов. Кроме того, к концу года в некоторых из них начали продавать суббренды GWM — марки Ora и Wey.

 

И наконец, замкнули топ-10 по размерам сети марки FAW (128 салонов), JAC (121) и Exeed (120). Из них JAC показал наилучшую динамику роста (+73%).

 

Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто» ( блок автобизнеса банка «Открытие»):

 

«В целом за 2023 год доля китайских салонов в российской дилерской сети увеличилась с 31% до 65%. В абсолютных цифрах общее число их локаций превысило 2,3 тысячи. В 2024 году столь же лавинообразного роста масштабов сетей марок из Поднебесной ожидать не стоит. Можно предположить, что при сохранении нынешней геополитический ситуации количество китайских шоу-румов не превысит 70% от общего количества торговых точек. Причем уже к средине 2024 года их число может начать сокращаться ввиду увеличивающейся конкуренции и переизбытка торговых точек.

 

Для стабильной работы каждого салона ему нужно реализовывать хотя бы по 35-40 машин в месяц. А такими объемами бизнеса из 34 официально представленных у нас чайна-марок могут похвастать лишь продавцы пяти брендов — Chery, Exeed, Geely, Haval и Omoda. Чтобы на всех «китайцев» в России нашлись покупатели, а их дилеры были также стабильны, как в прежние времена «корейцы» или «японцы», годовой объем нашего рынка уже сейчас должен был бы составлять 4-5 миллионов новых автомобилей. Но пока он кратно меньше.

 

Источник: RFinance

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ: