Исследование Долями: россияне стали чаще покупать товары и услуги для авто, но тратить на это меньше

14

Сервис оплаты частями Долями в рамках аналитического проекта T-Data проанализировал, как меняется структура спроса на автотовары и автоуслуги в 2025 году, сообщается на сайте банка.

 

Основные выводы:

 

- На фоне роста популярности китайских и российских марок машин, а также общего инфляционного давления меняется структура спроса на автозапчасти и автоуслуги ― россияне стали покупать их чаще, но тратить меньше при каждой покупке.

- Спрос на автотовары и автоуслуги вырос на 11%, объем трат в денежном выражении ― на 3%. При этом средний чек снизился на 7%.

- Расходники чаще покупают по карте, а крупные траты и ремонт оплачивают в рассрочку. Средний чек при оплате частями в 13 раз больше, чем по карте ― он вырос на 28% год к году.

- Самая популярная категория автотоваров в 2025 году — моторное масло и автохимия (60% покупок).

 

Исследование основано на обезличенных данных о транзакциях клиентов Т-Банка и Долями в категории автоуслуги и автотовары с 1 января 2024 года по 1 сентября 2025 года. Анализировались траты на оплату автомоек и автосервисов, покупки автозапчастей и других товаров, связанных с обслуживанием автомобилей и мотоциклов.

 

Как меняется потребление автотоваров и автоуслуг

 

Структура спроса на автотовары и услуги по обслуживанию автомобилей в России меняется: спрос растет, однако средний чек снижается.

 

В январе—августе 2025 года количество покупок автотоваров и автоуслуг выросло на 11%. Для сравнения, в январе—августе 2024 года рост к тем же месяцам 2023 года был выше: +15% по числу покупок и +23% по объему в денежном выражении.

 

При этом средний чек при оплате картой становится меньше. Если в январе—августе 2024 года он вырос на 7% год к году, то в январе—августе 2025 года снизился в годовом выражении на те же 7% — до 2 332 руб. Покупатели все чаще выбирают более доступные российские и китайские марки машин, неоригинальные детали, более дешевые услуги или мойки самостоятельного обслуживания.

 

Объем трат в денежном выражении в январе—августе 2025 года вырос на 3% в годовом выражении.

 

Такая динамика связана с общей ситуацией на автомобильном рынке страны — снижение числа продаж новых машин и рост доли российских и китайских машин, что влияет на снижение среднего чека. По данным агентства Автостат, в первом полугодии 2025 года в России было продано 530 тыс. новых легковых автомобилей — на 26% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

 

Однако в концу рассматриваемого периода рынок начал показывать признаки оживления. Рост продаж автомобилей начался со второй недели сентября: 30–40% к августу. В сентябре 2025 года спрос на автомобили приблизился к показателям прошлого года.

 

Как платят автомобилисты

 

Подорожание зарубежных деталей и автотоваров, а также общее повышение инфляционного давления стимулируют спрос на оплату частями. Так, картой автомобилисты обычно оплачивают расходные материалы, а с помощью оплаты частями совершают более дорогие покупки и оплачивают ремонт. Таким образом покупатели стараются сэкономить и грамотно распределить траты на обслуживание своих авто.

 

В августе 2025 года средний чек при оплате картой составил 2,6 тыс. руб., что на 2% выше, чем в начале 2024 года. При оплате частями показатель составил около 35 тыс. руб. (+8% за тот же период) ― почти в 13,5 раз выше, чем при оплате картой.

 

При этом, если средний чек за первые 8 месяцев 2025 года при оплате картой снизился на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то частями, наоборот, вырос — на 28%.

 

В основном покупают расходники, самая дорогая покупка — новая резина

 

Моторное масло и автохимия второй год подряд остаются самыми востребованными товарами у российских автомобилистов и по доле от общего числа покупок автотоваров, и по объему в денежном выражении от всех покупок автотоваров. На эту категорию в январе—августе 2025 года пришлось около 60% всех покупок автотоваров. На втором месте — товары для ухода за машиной (17%), на третьем — запчасти (14%).

 

Самый высокий средний чек наблюдается в категории «мототовары» (6,7 тыс. руб), «автозвук» (4 тыс. руб) и «шины и диски» — более 3,1 тыс. руб. При этом, если в категории «шины и диски» исключить дешевые комплектующие для дисков, то средний чек превысит 7,2 тыс. руб.

 

Пик спроса на автотовары и услуги, а также их покупку с помощью оплаты частями за 2022—2024 гг. приходился на все три весенних месяца, а осенью — на октябрь. Это связано с сезонной сменой резины и шиномонтажем. Меньше всего тратят зимой.

 

Портрет потребителя автотоваров и автоуслуг

 

Типичный покупатель автотоваров в 2025 году — мужчина (69%) в возрасте 36 лет со средним доходом около 116 тыс. руб. в месяц. Оплатой частями при покупке автотоваров чаще всего пользуются чуть более молодые мужчины- в среднем 34 года, со средним доходом около 123 тыс. руб. в месяц.

 

У женщин средний чек на автотовары и услуги при оплате частями выше, чем у мужчин: 20,7 тыс. руб. против 19,6 тыс. руб. При оплате картой — 6,5 тыс. руб. против 5 тыс. руб. Более высокие чеки также сохраняются у людей старше 45 лет.

 

 

Источник: RFinance

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ: